Главная / Потребрынок / Мы хотим, чтобы как можно больше частных денег было в проектах

Мы хотим, чтобы как можно больше частных денег было в проектах

Николай Цехомский

Даниил Шеремет, Гульнара Вахитова. ВЭБ хочет стать одним из ключевых операторов национальных проектов, связанных с развитием инфраструктуры и городской экономики и планирует обсудить эти темы на Российском инвестиционном форуме, который начинается в Сочи 14 февраля. Почему госкорпорация готова инвестировать в газохимические проекты, целлюлозно-бумажные комбинаты и судостроение, какие сферы интересны азиатским инвесторам и почему пока невыгодны свопы юань-рубль, в интервью агентству «Прайм» рассказал первый зампред ВЭБа Николай Цехомский.

— Николай Викторович, добрый день. На этой неделе стартует в Сочи Российский инвестиционный форум, основная тема которого – национальные проекты. С какой повесткой ВЭБ едет на форум? 

— Основная тема, с которой мы туда едем — это развитие городской среды. Мы хотим поговорить с губернаторами, понять, где мы могли быть для них полезны, и здесь выступать уже не только как корпорация развития, а как группа в партнерстве с нашими другими институтами развития, такими как Дом.РФ, корпорация МСП и РЭЦ.  

Помимо этого, там будет еще целый ряд подписаний и встреч. У нас большая тема, связанная с экологическим проектом — это строительство мусоросжигательных заводов в Подмосковье. Речь идет о создании новой индустрии, будет создана новая современная отрасль. Это работа на следующие несколько лет, и мы планируем в ней играть активную роль. Наш проект — первый шаг в этом направлении. 

Это достаточно сложный энергетический комплекс, там сложная структура сделки с большим количеством участников и целый ряд инициаторов — в этих проектах участвует синдикат банков. В любом случае, это важный пилот, который, в принципе, потом может тиражироваться и на другие регионы, поэтому это для нас знаковая, большая веха.  

Мы планируем подписание с Росатомом по проекту в ядерной медицине в соответствии с майским указом президента. Выбран регион, где мы реализуем пилот по повышению диагностики заболеваний на основе ядерной медицины. Мы также планируем подписание соглашений синдицированного кредитования в рамках фабрики проектного финансирования. 

Повестка достаточно обширная, я думаю, что мы сможем и с финансовыми институтами пообщаться, и с целым рядом инициаторов проектов в рамках форума. Надеюсь на очень активный диалог.  

— Какие именно проекты попадают в фокус внимания ВЭБа? Какие отрасли вызывают у вас наибольший интерес? Есть ли уже сейчас конкретные значимые проекты, не «засвеченные» в публичном поле, но на которых  вы сконцентрируете свое внимание и ресурсы в ближайшие годы? 

— В нашей стратегии описаны три крупных направления, над которыми мы работаем. Первая тема – это магистральная инфраструктура, то есть все, что касается реализации комплексного плана ее модернизации и расширения. И речь идет не только о поддержке тех больших проектов, которые решают важнейшую задачу скорости движения грузов по территории России. Там много проектов, в том числе объекты автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, порты и аэропорты, складская инфраструктура.

Вторая большая группа проектов – это проекты с высокой добавленной стоимостью, которые сегодня должны решить поставленную перед правительством задачу: удвоение экспорта. Есть целый ряд интересных проектов высоких переделов в газохимии, которые внесут большой вклад в выполнение этой задачи.  

Мы постоянно рассматриваем новые проекты, прорабатываем новые сделки. В наш пайплайн потенциальных проектов входят и крупнейшие газохимические и лесохимические проекты и небольшие проекты в электронике. 

Если говорить о химических проектах, то есть большие планы, связанные с лесохимией — все, что касается строительства целлюлозно-бумажных комбинатов. Остро стоит задача — построить как минимум три таких комбината. Мы видим, что в мире растет спрос на высокотехнологичную продукцию – вискозную целлюлозу, специализированную бумагу, возобновляемые материалы… У нас большая территория, много леса. 

Ресурсного богатства у нас много, и в последнее время предприятия строились в основном в области лесозаготовки, распилки, подготовки фанер, каких-то строительных материалов. Забиралась часть древесины, а часть баланса — верхняя часть дерева — оставалась в лесах. А это как раз тот материал, который является ресурсом целлюлозных комбинатов. 

Зачастую есть ощущение, что целлюлозные комбинаты — это негатив с точки зрения экологии. На самом деле они могут стать в данном случае некими «чистильщиками» леса, потому что заберут то, что сейчас остается в лесу. Тема лесохимии большая, она нам интересна.  

Третья часть — это город, это городская среда. Она объединяет целый ряд проектов. Это проекты изменения качества жизни человека: транспорт, экология, жилой фонд, рекреационные зоны, парки, спортивные зоны — целый ряд вопросов. 

— Есть понимание, какой объем средств ВЭБ готов вложить в эти проекты в целом и на этот год? 

— Цель не выдать объем из ВЭБа, а привлечь необходимый объем кредитования в проект. И если ВЭБ выдает 20% от общего объема кредита и может простимулировать другие банки участвовать в этом проекте, то мы считаем, что наша цель достигнута. То есть мы должны быть неким акселератором. 

Что касается инфраструктурных проектов, то доля вложений в инфраструктуру к 2024 году будет значимой. Так, на сегодня доля проектов в инфраструктуру (включая транспортную, экспортно-ориентированную и городскую среду) в общем объеме проектов, которые находятся на рассмотрении в ВЭБ.РФ на разных стадиях, составляет более 35%. 

Мы очень плотно работаем с Минфином, мы всегда рекомендуем не выдавать прямые невозвратные ресурсы в виде бюджетной поддержки, а фактически смотреть на все возможности финансирование проекта. Где-то можно субсидировать процентную ставку — небольшими деньгами обеспечить достаточно большой объем финансирования. Может где-то нужно давать капитальные гранты в проект, но везде смотреть, чтобы государство было не единственным участником финансирования проектов. Мы хотим, чтобы как можно больше частных денег было в проектах.

— А есть какая-то идеальная картинка, какая доля должна быть частных привлеченных средств? 

— У нас есть простая модель, которая, кстати, описана в фабрике проектного финансирования. Условно 80 на 20. Конечно, мы стремимся, чтобы примерно 20% средств в проекте были в виде капитала, который дал инициатор. Не всегда это получается, но как некое «золотое сечение» — это правильная форма. 

— Как обстоят дела на фабрике проектного финансирования? Когда будет первый выпуск облигаций, отложенный ранее из-за конъюнктуры рынка? 

— Фабрика проектного финансирования сегодня стала интересным продуктом вне зависимости от того, какая конъюнктура на рынке облигаций. На форуме в Сочи мы планируем подписать договоры о предоставлении синдицированного кредита для финансирования конкретных проектов. 

Мы планируем выпускать облигации только при наличии благоприятной конъюнктуры и возможности получить наиболее выгодные для нас условия размещения. Предусмотрено размещение облигаций, номинированных в российских рублях. Отсутствие выпусков на текущий момент никак не ограничивает заключение сделок по фабрике, это возможно до выпуска облигаций. У нас есть возможность отложить этот элемент и какой-то период финансировать из своих средств. Кредитором на данном этапе будет выступать ВЭБ.РФ. 

Когда мы говорим о проектном финансировании, речь идет о нескольких годах, то есть ни один проект не финансируется в один год. Поэтому сейчас отсутствие возможности привлечь деньги не является проблемой. В ближайшем будущем мы ожидаем, что на каком-то этапе конъюнктура рынка будет интереснее, и мы сможем разместиться. Сейчас ситуация с осени не сильно изменилась.  

— Проявляют ли сейчас азиатские инвесторы интерес к нашим инфраструктурным проектам? Какие проекты вы обсуждали с China Development Bank?

— У нас действительно с CDB давние отношения, это наш крупнейший и традиционный партнер в азиатском регионе. В настоящее время в проработке находится широкий спектр проектов. Банк развития Китая — это тот партнер, который готов смотреть на широкий спектр проектов, попадающий в створ программы «Один пояс-один путь». Поэтому здесь есть и транспорт, в который мы традиционно инвестировали совместно, здесь есть и большие логистические проекты. Мы верим, что и проекты в газохимии им будут интересны. 

Только через ВЭБ за последние годы CDB предоставил кредитов на сумму более 10 миллиардов в долларовом эквиваленте. Тем не менее, если говорить напрямую, сегодня китайские средства (если переводить юани в рубли) достаточно дорогие для России, потому что не очень эффективно работает своп. И это отдельный повод для дискуссии с CDB. 

При этом могу сказать, что практически большинство экспортных проектов, которые мы смотрим, направлены в Китай. Китай — большой потребитель нашей продукции. Поэтому очень логично, что в этих проектах может быть CDB. Вопрос в ставках, в условиях. 

Мы также пытаемся сейчас рассмотреть проекты, где мы сможем остаться в зоне юаня, это проекты, которые не потребует переворот в рубль, в евро или в доллар. Например, когда у нас есть поставщик оборудования из того же региона и готов принять юани, когда у нас есть сбыт в этот же регион, который тоже будет в юанях. Тогда у нас выручка будет совпадать с расходами. Для предприятий это тоже может быть естественный хедж. 

Но это очень сложно конфигурировать пока, потому что в сегодняшней ситуации доллар или евро остаются стандартным условием для международных сделок. В любом случае, я думаю, что в этом году мы точно увидим сделки с участием CDB.  

— Не хотите с ними конкретнее поговорить об эффективности свопа в юанях?  

— Мы постоянно об этом говорим. Это очень рыночная и системная вещь, которую искусственно нельзя вылечить. Когда появятся большие потоки в обе стороны в локальных валютах, тогда и своп будет эффективным. Пока этого потока нет, очень сложно говорить о повышении эффективности свопа. Ручными механизмами нельзя его наладить. Можно говорить о ставках в юанях, а говорить об удешевлении свопа практически невозможно, потому что это рынок.  

Уже много лет об этом говорим, но как это было ранее, так и сейчас остается — у нас, у наших институтов, например, нет выпусков в юанях. В принципе, это бы тоже сильно помогало, если бы китайские институты выпускали рублевые облигационные займы, а мы бы, допустим, в юанях. Тогда у китайских игроков появились бы рубли, а у нас появились бы юани. Сейчас пока это дорого. Не просто кто-то не хочет, просто они сравнивают свои альтернативы и видят, что это дорого. 

— А как обстоят дела с коллегами из японских институтов развития? Они проявляют какой-либо интерес к российским проектам? 

— Да, но у нас есть проекты, которые не в той стадии, когда можно привлечь японские деньги. Какие-то проекты мы еще обсуждаем. Наша задача сейчас – это создать поток проектов. Пока объем инициатив недостаточный, сейчас главная задача двинуть с мертвой точки процесс создания проектов, начать активно создавать их поток, который можно показать нашим партнерам.  

Если говорить о той же газохимии и лесохимии – для них эти темы тоже интересные, потому что они тоже являются потребителями продукта, который будет получаться. Пока слишком рано с ними разговаривать: нужно, чтобы проекты появились в хорошем качестве и проработке. 

— Как будет развиваться тема флота и авиации в ВЭБе? 

— Транспортная тема для нас — приоритет. Да, авиация безусловно стратегически важная отрасль. Мы на нее смотрим, но там не такое большое количество игроков, они все известны. Мы уже исторически являемся большими партнерами и ОАК, и «Гражданских самолетов Сухого».  

— У вас уже есть конкретные сделки по флоту? 

— Мы видим востребованность в судах, понимаем, как мы будем добавлять существенную стоимость за счет строительства отечественного флота. У нас есть Арктика, северные моря, Балтийское море, Тихий океан. У нас есть новая концепция строительства наших судов на СПГ, наших танкеров и различного вида сухогрузов на СПГ, а вот с самолетами ситуация несколько сложнее. Здесь еще предстоит пройти определенный путь, прежде всего в части обеспечения сервисного обслуживания. На суда, на СПГ- танкеры есть большой спрос. Даже в случае каких-то ограничений, мы понимаем, как их переразместим, потому что эти корабли будут востребованы. 

— Как продвигается проект сети опто-распределительных центров? Стал ли проект интересен зарубежным партнерам? 

— В первую очередь мы смотрим не на дальнее, а на ближнее зарубежье. Потому что, если говорить об агрологистике, интерес представляют партнеры из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана. Именно у них производится большое количество фруктов и овощей, которые востребованы нашим рынком – это взаимная заинтересованность.  

На самом деле создание такого «движения» быстропортящихся товаров между нашими странами тоже очень ценно. Возможно строительство такого рода складских помещений, которые могут принадлежать, в том числе и российским инвесторам.  

— Инвесторы из этих стран готовы вкладываться в такие проекты? 

— Абсолютно, заинтересованность точно есть, например, с казахскими инвесторами общались на эту тему. Интерес очень большой, потому что это большой перевод из «серой» в «белую» зону оборота скоропортящихся товаров. Это выгодно всем участникам: увеличение заработка и повышение качества продукции, и сокращение потерь в процессе перевозки, транспортировки и сбора. 

Сейчас мы работаем над формированием портфеля проектов, исходя из единого подхода для комплексного решения задач агрологистики.

Источник

Смотрите также

Колумбия нарастила производство и экспорт кофе в январе 2019 г более чем на 14%

Колумбия, мировой лидер на рынке арабики, существенно нарастила производство и экспорт кофе в январе 2019 года – более …

29 комментариев

  1. free cialis samples when to take cialis for best results taking viagra and cialis together

  2. accredited pharmacy technician programs online ed meds best drugstore foundation

  3. viagra in europe best sildenafil coupon buy generic viagra online in india

  4. where are you going where have you been thesis explanatory thesis example how long is a thesis https://thesismetre.com/

  5. buy custom term papers papers writing help write my papers discount code

  6. how to create a thesis statement non thesis masters what is a thesis statement?

  7. compare/contrast essay example personal narrative essay how to write a good hook for an essay

  8. boston university supplemental essay the great gatsby essay how to start a compare and contrast essay

  9. essay conclusion why nyu essay how to write a compare and contrast essay

  10. viagra from mexico to us where can i get female viagra pills viagra for sale over the counter

  11. over the counter viagra how to viagra prescription online sildenafil 100 mg

  12. generic viagra online purchase in usa viagra online pfizer ordering sildenafil online without prescription

  13. cialis and adderall ssri tadalafil cialis 100mg review

  14. buy cialis cheap online cialis free 30 day trial vardenafil vs sildenafil vs tadalafil

  15. prescription levitra levitra pe best way to take levitra

  16. lasix kidney scan furosemide 40 mg tablets bp can lisinopril and furosemide be taken together

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *